четверг, 19 июля 2012 г.

Как пара железных птиц была спасена с Эльбруса

Военный вертолет Ми-8 упал на северный склон горы Эльбрус 27 июля 2010 года в результате так называемого воздушного хулиганства. Летчики решили потренироваться, как сажать винтокрылую машину в горах на максимальных высотах, не получив на это санкции командования, без соответствующей подготовки. По счастью, обошлось без человеческих жертв, но машина так и осталась лежать на боку, с отломленной хвостовой балкой, на высоте 4820 метров над уровнем моря.

 Получилось так, что вертолет лежал неподалеку от туристской тропы, по которой совершали восхождения на Эльбрус зарубежные альпинисты. Немцы, французы, австрийцы с удовольствием фотографировались на фоне упавшей машины с красными звездами на борту. Вопрос сразу приобрел политический оттенок. Решение об эвакуации вертолета принималось на уровне правительства, которое облеклось в форму приказа главкома ВВС.

 В наших военно-воздушных силах служат прекрасные летчики. Но вытащить на внешней подвеске многотонный груз с почти пятитысячной отметки (это близкая к пределу высота для вертолетов) для них слишком сложная задача. Поэтому военные обратилась за помощью на предприятие «Роствертол». Осуществить эту операцию было поручено летчику-испытателю, полковнику запаса Владимиру Хореву. Как и у многих летчиков, любовь к небу у Хорева с детства. В Сызранское военное авиационное училище поступил во время срочной службы армии. Летать учился на «милевских» машинах — «малютке» Ми-2 и универсальном Ми-8. В «восьмерку» Хорев влюбился сразу. Этот вертолет он считает одним из самых удачных в мировом авиастроении. Компоновка, грузоподъемность, летные характеристики делают его многоцелевым: это и боевая, и транспортная машина, способная надежно работать высоко в горах и в жаркой пустыне. На своей «восьмерке» Хорев летал в Прикарпатском военном округе, дважды был командирован в Афганистан. Там приходилось высаживать десант, эвакуировать раненых, вылетать ночью на «свободную охоту». Дважды Владимир Хорев вытаскивал из-под носа «духов» экипажи наших сбитых машин. На память об Афгане остались орден Красного Знамени, и два ордена Красной Звезды, и еще дружба со спасенными летчиками: они каждый год созваниваются в памятные даты.
Вот почему сердце защемило жалостью, когда увидел Хорев лежавший беспомощно на боку Ми-8: словно птенец, выпавший из гнезда. Как же его можно спасти, как вытащить с такой высоты? На Эльбрус прибыл целый десант военных специалистов из Буденновска. Им предстояло разобрать вертолет. Для них на Эльбрус были доставлены контейнер с инструментами и двухтонная будка-кунг, где можно обогреться и переночевать. Операцию снова отложили — до осени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий